Колористика выступает разделом искусствознания, включающим в себя следующие разделы:
Рассмотрим основные термины колористики. Сюда включены:
1. Цвет
Представляет собой субъективное восприятие света, отраженного через определенный объект. У него представлено 3 ключевые характеристики: яркость, насыщенность и оттенок. На цвет влияют три фактора: световой источник, зрительная система и непосредственно свойства объекта.
2. Оттенок
Это разновидность какого-либо цвета, отличающаяся степенью яркости и густоты.
3. Насыщенность
Это показатель разбавленности цвета. Например, преобладание белого цвета означает, что цвет является менее насыщенным.
4. Яркость
Это световая величина, характеризующая излучательные характеристики светового источника.
5. Цветовая гармония
Представляет собой приятное сочетание цветов для глаз, преследующего целью создание эстетического эффекта. Иными словами, это набор оттенков, гармоничных для восприятия.
6. Цветовой круг
Это некая схема, на которой цвета представлены в органичном порядке. Здесь контрастные оттенки находятся напротив друг друга, а основные — в середине круга.
В дизайне колористика преследует ряд значимых целей:
Колористика для графического дизайна необходима для формирования визуальных элементов. Специалист обязательно учитывает влияние цвета на эмоциональную и эстетическую составляющую при создании макетов, моделей, рекламных материалов или логотипов. Это объясняется тем, что цвета по-разному воздействуют на восприятие человека, например, часть из них способствуют релаксу, а часть, наоборот, вызывает беспокойство, агрессию, тревогу.
Большое значение колористике отводится и в промышленном дизайне. Влияние цвета учитывается при разработке моделей, изделий, а также упаковки к ним.
Глубокие знания в колористике весьма важны для специалиста, занимающего графическим дизайном. Без понимания основ цветовой теории, гармонии и воздействия различных оттенков на восприятие невозможно разработать гармоничный и эстетически привлекательный дизайн.
В графическом дизайне применяются различные цветовые модели. На наш взгляд, самыми востребованными выступают следующие:
Это адаптивная цветовая модель, основанная на трех приоритетных цветах: красном, синем и зеленом. Активно применяется в веб-дизайне, так как позволяет получить до 16 миллионов оттенков. Каждый цвет несет в себе определенную психологическую нагрузку. Например, наиболее яркие эмоции вызывает красный цвет. Его одновременно ассоциируют со страстью, лидерством, упорством, харизмой, а также с агрессией, кровью, беспокойством. Это значит, что в дизайне использовать его нужно с особой осторожностью, внимательно анализируя реакцию потенциальной целевой аудитории.
Синий цвет характеризует спокойствие и умиротворение. Однако, в отдельных случаях он может ассоциироваться с прохладой и безразличием. Именно по этой причине его редко используют в графике, посвященной семейным ценностям.
Зеленый цвет также приносит спокойствие и гармонию, он успокаивает нервную систему и снижает кровяное давление. Это символ свободы, но и одновременно может ассоциироваться с некой неуверенностью.
Данная цветовая модель широко используется в живописи и в графическом дизайне. Основными цветами здесь выступают красный, синий и желтый. В целом желтый цвет символизирует интеллект и оптимизм. Его чаще ассоциируют с чем-то радостным, ярким, солнечным.
Получилась в результате трансформации CMY после появления фотомеханической печати. Это субъективная модель, основанная на вычитании из белого первичных цветов. Основные цвета представлены голубым, желтым, пурпурным и черным.
Голубой цвет в психологии ассоциируется с воздушностью, легкостью, нежностью, чистотой и спокойствием. Однако, его использование в чрезмерных количествах может привести к таким негативным проявлениям, как лень и безразличие.
Пурпурный цвет выступает символом знатности, почтения, уважения, правдивости. Он усиливает аппетит и дает энергию.
Черный цвет в дизайне также необходимо использовать осторожно, так как может вызывать депрессию, печаль, отрицание и протест. Однако, при правильной расстановке акцентов и выборе цветовой композиции черный цвет может подчеркнуть престиж, значимость и привлечь внимание сильных личностей.
Все цвета в колористике подразделяются на следующие группы:
1. Основные или первичные
Это базовые оттенки для большинства цветовых моделей. В круге Иттена они находятся на одинаковом расстоянии друг от друга и при соединении образуют треугольник.
2. Вторичные.
Это цвета, которые образуются в ходе смешивания основных оттенков в определенных пропорциях.
Итак, для их создания применяется смешивание в равных пропорциях. Например, при соединении красного и желтого получается оранжевый, а синего и красного — фиолетовый. В этом примере оранжевый и фиолетовый относятся к группе вторичных цветов.
Третичные цвета образуются при смешивании основного цвета со вторичным. Например, желто-зеленый, сине-зеленый и другие. Эти цвета являются дополнительными в палитре и используются для создания интересных сочетаний. В рамках наших исследований установлено, что с помощью вторичных цветов можно успешно выделять элементы дизайна или создавать контраст.
Цветовая гармония играет большую роль при графическом дизайне. Она представляет собой органичное соединение определенных цветов и их общностей. В узком смысле, это цветовое соединение, учитывающее ряд характеристик цвета, таких как: тон, уровень насыщенности, светлота, положение и другие.
Для цветовой гармонии характерны следующие признаки:
1. Связность. Параметры для связки цветов могут быть разными: монохромные составляющие, подмеси, налеты и т.д.
2. Контраст. Для достижения однородности применяются противоположные цвета. Критерии контраста могут быть: насыщенность, яркость, тон.
3. Цветовая достаточность. Это показатель гармоничности цветовой составляющей для целевой аудитории.
4. Соразмерность. Должны быть соблюдены пропорции между всеми элементами через единство тонов, яркости, насыщенности.
Цветовая гармония позволяет создать дизайн, который эстетически привлекателен. Что касается контраста, то он используется для обеспечения напряжения. Для него применяются противоположные цвета по насыщенности, яркости и тону.
Для примера рассмотрим контраст цветовых сопоставлений, предусматривающий противопоставление чистых цветов. Наиболее активный цветовой контраст применяется при использовании синего, желтого и красного (акцентируют на себе внимание зрителей). Если использовать вторичные или третичные цвета, то они образуют более слабый контраст.
Цветовые схемы применяются для создания эстетически привлекательных композиций. На наш взгляд, для графического дизайна самыми распространенными и востребованными выступают:
1. Monochromatic (монохроматическая схема). Здесь выбирается один приоритетный цвет, а палитра формируется за счет его оттенков с разным уровнем насыщенности.
2. Analogous (аналоговая схема). Основана на цветах, расположенных рядом друг с другом в цветовом круге.
3. Complementary (контрастная или комплементарная схема). Для усиления контраста используется пара противоположных цветов.
4. Triadic (триада). Используются три цвета, одинаково удаленных (для сохранения гармонии).
5. Split-Complementar (спли-комплементарная). Для смягчения контраста применяется несколько цветов, расположенных по обе стороны от основного.
6. Square (квадрат). В этой цветовой схеме на круге одинаково распределены четыре цвета.
Разделение цветов на теплые и холодные является ассоциационным. Например, теплые цвета вызывают ассоциации солнца, энергии, праздника, лета. Теплые цвета представлены следующей группой: красный, оранжевый, желтый, палитра коричневого.
Холодные цвета ассоциируются с водой и холодом. Это голубой, зеленый, синий, фиолетовый, серый. Они активно используются для создания чувства спокойствия и умиротворенности. Применение их в графическом дизайне позволяет сформировать ощущение спокойствия и профессионализма.
Для создания баланса теплые цвета могут использоваться одновременно с холодными. В целом, эта группа может применяться как приоритетный цветовой акцент, так и в качестве фона или дополнительного оттенка.
Нейтральные или приглушенные цвета — это те оттенки, которые не привлекают внимания и могут использоваться в качестве тона. Это белый и черный (иногда сюда включают оттенки серого и коричневого). Белый цвет считается союзом всех цветов, черный — полным его отсутствием.
Нейтральные цвета отличаются от других тем, что для них характерна более низкая интенсивность и насыщенность. При этом тон не выделяется, поэтому у проецируемого на них света нет насыщенности.
В соответствии с нашими исследованиями выявлено, что нейтральные цвета:
Основываясь на наших наблюдениях, цветовыми трендами в современном дизайне выступают:
Понимание того, как целевая аудитория реагирует на тот или иной цвет, помогает компаниям выстроить эффективные маркетинговые стратегии, повысить узнаваемость бренда, разработать универсальный и запоминающийся логотип. Цвет не менее важен, чем качество верстки и дизайн-концепция. В соответствии с нашими исследованиями, 90% суждений об изделии, услуге или элементе формируются через цветовое восприятие.
1. Все одинаково реагируют на один и тот же цвет. Нет, эмоциональные реакции носят субъективный характер. Например, для одних красный цвет ассоциируется со страстью, лидерством, а у других вызывает чувство агрессии.
2. Конкретные цвета вызывают одинаковые эмоции. Каждый цвет может передавать разные смысловые значения. Например, для Сбера зеленый оттенок характеризует стабильность и уверенность в завтрашнем дне, а для известного мессенджера «Ватсап» — это подтверждение безопасности персональных данных.
Опираясь на исследования платформы «HubSpot» можно сделать вывод, что:
Для создания удачных комбинаций и трендов в дизайне применяются следующие инструменты:
1. Adobe Color
Это бесплатный редактор. Для получения рекомендаций по выбору цветовой палитры достаточно указать основной цвет. Успешно сочетается с такими известными программами как «Photoshop» и «Illustrator».
2. Coolors
Это один из простых способов выбрать цветовую схему. Результат может быть представлен в различных форматах. Можно сохранить понравившиеся палитры или создать свои.
3. Paletton
Это сервис генерации цветовой палитры. Здесь можно сформировать различные схемы: триаду, монохромную, тетрадную и т.д. Благодаря подсказкам и рекомендациям можно определиться с основным цветом, а также выбрать между существующей цветовой гармонией и пользовательской схемой.
4. Canva Color Palette Generator
Предполагает создание цветовых палитр на основе загружаемых изображений. Полученные палитры можно легко перенести в дизайнерские проекты. В программе представлены подсказки и рекомендации.
5. Color Hunt
Сервис содержит большую библиотеку готовых палитр и позволяет разрабатывать новые с устойчивыми и гармоничными оттенками. Здесь также можно отследить трендовые комбинации с наибольшим количеством лайков.
Колористика как наука постоянно развивается и дополняется современными трендами. Специалистам по дизайну рекомендуем прочитать следующую классику этой области:
1. «Искусство цвета» (И. Иттен). Здесь подробно разобраны закономерности цветовой гармонии, контрастов, цветового конструирования.
2. «Цвет. Четвертое измерение» (Ж. Г. Косс). Представлены практические рекомендации по использованию цветов, доступных для восприятия. Отдельное внимание уделяется их интерпретации с психологической точки зрения.
3. «О цвете» (Т. Конран). Здесь автор дает классификацию сложных и простых цветов, предоставляет полезные рекомендации по их комбинации в интерьере, дизайне и иных сферах.
4. «Справочник по цвету» (М. Матюшин). Это результат многолетних исследований автора в части восприятия цвета. Гармоничный подбор цветов для наглядности представлен в виде таблиц.
В Интернете представлено большое количество генераторов цветовой палитры (цветовые колеса). Они используются для создания гармоничной палитры возле конкретного цвета или оттенка. Функционал таких приложений позволяет: