Геймплей – это основной элемент любой видеоигры. Он определяет, как именно пользователь взаимодействует с игровым миром и какой опыт он получает в результате этого.
Хороший геймплей должен быть увлекательным, интуитивно понятным и соответствовать жанру и целям игры. Он является ключевым фактором в определении того, насколько успешной будет игра.
Ядро геймплея – центральный механизм, вокруг которого строится вся игра. Кроме того, геймплей в любой игре состоит из циклов или повторяющихся действий, которые игрок выполняет во время выполнения миссий. В его структуру входят взаимосвязанные игровые механики. Они делают процесс прохождения более глубоким.
Это основной повторяющийся цикл действий, который геймер выполняет в игре. Кор-геймплей – ядро игрового процесса, которое определяет основной опыт пользователя, мотивирует его продолжать выполнять задания и миссии. Для этого кор-геймплей должен быть простым для понимания, но достаточно глубоким, чтобы поддерживать интерес игрока на протяжении всего прохождения.
У кор-геймплея игры такие ключевые аспекты:
Несмотря на то, что кор-геймплей является основой игры, он обычно дополняется другими элементами, такими как сюжет, графика, звук и различные механики. Все перечисленное обогащает игровой опыт, делает его более разнообразным. Так, с помощью кор-геймплея создается вовлеченность.
Создание кор-геймплея – это фундаментальный процесс в разработке игр. На начальном этапе процесса определяется концепция, формулируется идея игры. Кроме того, кор-геймплею нужны базовые правила и перечень основных действий геймера. И кор-геймплею не обойтись без балансировки, интеграции с другими элементами, используемыми в игре.
Это более широкое понятие, которое выходит за рамки основного игрового процесса и охватывает дополнительные стратегии, игровые механики и взаимодействия, которые возникают вокруг основной игры. Мета-геймплей – это про стратегии, тактики и решения, которые принимаются вне непосредственного игрового процесса. Но они влияют на успех в игре.
Мета-геймплей часто формирует игровое сообщество, обсуждая шутеры, экшены, MMORPG на тематических форумах в социальных сетях. Он состоит из следующих компонентов:
Мета-геймплей углубляет игровой опыт, добавляя в него слои сложности и стратегические элементы. Он может меняться после выхода обновлений. При этом важно следить за балансом мета-геймплея, чтобы игра оставалась справедливой и увлекательной.
Мета-геймплей играет важную роль в поддержании долгосрочного интереса к проекту. Это особенно актуально для многопользовательских игр. Он добавляет глубину и сложность, которые будут удерживать геймеров в течение длительного времени.
Это дополнительные элементы игрового процесса, которые не являются основными для прохождения, но обогащают игровой опыт, предоставляют дополнительные возможности для взаимодействия с цифровым миром. Периферийный геймплей включает второстепенные активности, дополнительные механики, которые не обязательны для завершения основного сюжета или достижения главной цели игры.
Периферийный геймплей отличается следующими характеристиками:
Один из типичных примеров периферийного геймплея – открытый мир, где можно находить редкие предметы, выполнять побочные квесты, исследовать необязательные локации. В качестве примера можно также привести крафтинг, управление недвижимостью, прохождение испытаний на время.
У периферийного геймплея следующие функции:
Периферийный геймплей влияет на дизайн игр. Разработчики должны балансировать между ним основным геймплеем, чтобы избежать перегрузки процесса прохождения, сохранять фокус на главной истории или цели.
Хотя наличие периферийного геймплея не обязательно, он часто дополняет основной. Он предоставляет ресурсы или улучшения, которые помогают в прохождении игры. Периферийный геймплей используется для создания «контента после прохождения» (post-game content), поддержания интереса геймеров к проекту после завершения основной истории.
Периферийный геймплей играет важную роль в создании богатого и разнообразного игрового опыта. Он позволяет исследовать фэнтезийные, виртуальные миры за пределами основного сюжета и механик.
Связь между геймплеем и поведением игрока – это важный аспект гейм-дизайна. Он оказывает значительное влияние на игровой опыт. Геймплей формирует цели и задачи, которые мотивируют игрока действовать определенным образом.
Игроки учатся и адаптируются к механикам геймплея, что влияет на их поведение и стратегии. Его сложность может вызывать фрустрацию или, наоборот, удовлетворение, влияя на эмоциональное состояние геймера.
За счет предоставления свободы выбора геймплей побуждает игроков тщательно обдумывать свои действия. Система последствий формирует ответственность за принятые решения.
Многопользовательский геймплей влияет на формирование социальных связей и командное взаимодействие. Наличие в нем соревновательной составляющей стимулирует конкурентное поведение. Это повышает интерес к игре.
Часто геймплей поощряет исследование и эксперименты с игровыми механиками. Он может направлять игрока по определенному пути. Повторяющиеся элементы геймплея стимулируют формирование игровых привычек и даже ритуалов.
Системы вознаграждений в геймплее могут создавать циклы поведения. Он также способен вызывать эмоциональный отклик. В качестве примера можно привести возбужденное состояние геймеров, когда они несколько раз не проходят квест или проигрывают сражение с боссом.
Геймплей с элементами кастомизации или творческого подхода, стимулирует самовыражение игрока. Он также способен развивать такие навыки, как стратегическое мышление, умение быстро анализировать ситуацию в игре, принимать правильные решения. Иммерсивный геймплей может влиять на восприятие реального мира игроком.
Понимание особенности связи геймплея и поведения игроков позволяет разработчикам игр разных жанров создавать более увлекательные и эффективные игровые механики. Они не только способны влиять на поведение геймеров, но и в некоторых случаях меняют их мышление.
Общая модель связи геймплея и поведения игрока – это концептуальная структура, которая описывает основные компоненты и взаимосвязи в игровом процессе. Она помогает разработчикам и экспертам анализировать и создавать игры, состоит из следующих ключевых элементов:
Важно, чтобы игра предлагала адаптивную сложность, сбалансированное соотношение вызовов и навыков. Чрезмерная простота или сложность игрового процесса приведет к быстрой потере интереса геймеров к проекту.
Нельзя игнорировать социальные аспекты. Каждая современная игра предлагает многопользовательские взаимодействия, кооперативные и соревновательные элементы. Коммуникационные системы расширяют вариативность игрового процесса.
Существенное влияние на связь геймплея с поведением геймеров оказывают мета-игровые элементы. В их число входят системы за пределами основного игрового процесса, долгосрочная прогрессия, коллекционирование и кастомизация.
«Пять приманок gameplay» – это концепция, разработанная геймдизайнером Джейсоном Вандербергом. Она охватывает ключевые элементы, привлекающие и удерживающие внимание геймеров. Следующие «приманки» помогают создавать увлекательный и захватывающий игровой опыт.
По мере прогресса геймера, приманки могут меняться и развиваться. Это делает игровой процесс захватывающим.
Применение «пяти приманок» позволяет разработчикам создавать более захватывающие и разнообразные игры, которые привлекают геймеров с различными потребностями и предпочтениями. Но тут важно найти правильное соотношение между разными «приманками». Иначе gameplay получится «кривым». Но это не будет означать, что игра не станет популярной и даже культовой. Но этот момент будет рассмотрен ниже.
Это специфические методы и подходы, используемые разработчиками для создания увлекательного и эффективного игрового опыта.
Tweening (от слова «between» – между) – это важная техника в разработке игр. Она используется для создания плавных переходов между различными состояниями объектов. Хотя tweening часто ассоциируется с анимацией, он также играет значительную роль в геймплее.
Tweening в геймплее – это процесс плавного изменения значений игровых параметров во времени, что создает ощущение непрерывности и естественности движений и изменений. Это достигается за счет плавного ускорения и замедления объектов, персонажей во время движения, а также:
1. За счет изменения характеристик. Это постепенное увеличение или уменьшение здоровья, маны, выносливости во время игрового процесса, плавное изменение скорости или силы атаки.
2. Благодаря мягкому следованию камеры за персонажем, плавному приближению или отдалению.
Задействуется и пользовательский интерфейс в части анимации открытия/закрытия меню, плавного обновления показателей и шкал.
Использование tweening при создании геймплея в играх дает следующие преимущества:
Для создания геймплея в играх используются разные типы tweening:
Примеры использования tweening в разных жанрах:
Tweening требует использования математических функций для расчета промежуточных значений, оптимизации для поддержания высокой частоты кадров. Также важен баланс между плавностью и отзывчивостью управления. Особое внимание разработчики игр уделяют обеспечению консистентности tweening на разных устройствах и при разной производительности.
Tweening в геймплее – это мощный инструмент, который при правильном использовании значительно повысить качество игрового опыта, сделает его более плавным, естественным и приятным для игрока.
Дизайн звука – важный аспект в создании атмосферы и улучшении игрового опыта в видеоиграх. Звуковое оформление помогает создать нужное настроение и погружение в игровой процесс.
Специфические эффекты дают мгновенную обратную связь, сообщают о действиях и событиях в игре. Звук помогает геймеру ориентироваться в игровом пространстве. Определенные элементы звукового оформления могут дополнять сюжет, раскрывать детали истории.
Некоторые игровые механики основываются на звуке. Динамическая музыка может адаптироваться к действиям геймера и ситуации в игре. Проработанный звуковой дизайн повышает реалистичность. Он способен усиливать эмоциональную реакцию геймера на события в игре.
Это визуальный эффект, который часто используется разработчиками игр для создания определенного настроения или ощущения. Поэтому нужно рассмотреть ключевые аспекты использования трясущейся камеры для создания атмосферного геймплея:
При этом во многих играх предусмотрена возможность регулировать или отключать эффект трясущейся камеры. Он реализуется в игре через процедурную анимацию или заранее заданные паттерны движения.
Скорость предметов в геймплее – это важный аспект игровой механики, который влияет на множество факторов. Яркий пример – баланс игры. Скорость предметов часто используется для балансировки геймплея. Например, более мощное оружие может иметь меньшую скорость полета снарядов.
Регулирование скорости предметов позволяет настраивать уровень сложности игры. Если они быстрые, то их сложнее контролировать или уклоняться от них. Управление предметами с разной скоростью требует различных навыков от геймера.
Скорость предметов зависит от жанровых особенностей. В шутерах скорость пули влияет на точность стрельбы. В гоночных симуляторах скорость транспортных средств определяет динамику заездов.
Реалистичная скорость предметов может повысить immersion. Но часто он уступает место игровому балансу и удобству. Скорость предметов влияет на визуальное восприятие игры. Быстрые объекты делают игровой процесс более динамичным и напряженным.
Скорость предметов тесно связана с физической моделью игры. Она влияет на столкновения, траектории и взаимодействие с окружением. В некоторых играх управление скоростью предметов может быть частью стратегии. При этом очень высокая скорость предметов может создавать проблемы с регистрацией столкновений.
Она может относиться к различным аспектам игрового дизайна, создающим разнообразие и динамику в игровом процессе. Пример – смена темпа, чередование интенсивных и спокойных моментов.
Еще один аспект контрастности геймплея – разнообразие механик. Это сочетание различных его типов в рамках одной игры.
Кроме того, создается визуальный контраст. Это делается путем комбинирования стилей для различных игровых зон или ситуаций. Геймплей может создавать эмоциональный контраст у геймеров за счет баланса между сложными и более простыми участками игры.
Это ключевые аспекты геймплея, влияющие на игровой опыт. Вот их основные моменты:
Важным моментом контроля и управления геймплеем является согласованность с игровым миром, реалистичная физика.
Это подход к игровому дизайну, при котором геймер постоянно вовлечен в активные действия и принятие решений. У него следующие ключевые аспекты:
И еще один важный аспект, который делает геймплей плотным – информационная нагрузка. Игрок должен обрабатывать большой объем информации, уметь отделять важное от второстепенного.
Это концепция, которая делает геймплей более глубоким. Она основана на нарушении действующих правил. В качестве примера можно привести уровни, где гравитация работает иначе, чем в остальной игре.
К исключениям в геймплее относятся уникальные игровые ситуации. Как пример можно привести краткосрочные смены жанра, когда MMORPG превращается в шутер от первого лица. Еще одно интересное решение – скрытые возможности, о которых геймерам неизвестно. Их можно обнаружить случайно или путем проведения экспериментов во время игрового процесса.
Мотивация игрока тесно связана с геймплеем, является ключевым фактором того, насколько успешно и долго игра будет удерживать геймеров.
На мотивацию и восприятие игры влияют следующие аспекты и факторы:
Свобода выбора или степень влияния игрока на сюжет и мир может отличаться от ожидаемой. Это влияет на ощущение контроля и вовлеченности.
Это важный аспект игрового дизайна, который может значительно повысить вовлеченность игрока. Как пример можно привести концепцию, когда действия геймера логично вписываются в контекст истории.
Повышают вовлеченность вознаграждения, соответствующие усилиям и ожиданиям игрока. Этому способствует баланс между внешней (очки, достижения) и внутренней (удовлетворение от процесса) мотивацией. Мотивирует ощущение личностного роста через преодоление вызовов во время игровых сессий.
Геймплей в игре в части типов героев может быть построен по аналогии с пирамидой Маслоу. Это означает, что у них разные базовые потребности. Для игр, где главная цель выжить, характерны герои, которые сосредоточены на добыче воды, еды, медикаментов, строительстве или поиске убежищ.
В проектах, где упор делается на социальную составляющую, более социальные герои. Они ориентированы на построение отношений, поиск друзей. Пример – легендарная серия The Sims. Герои-лидеры или герои славы стремятся к уважению и признанию.
Эта концепция игрового геймплея завязана на множестве аспектов. Для ее реализации нужна визуальная эстетика. Ярким примером тут является Dark Souls. При этом важно, чтобы изюминкой игрового процесса стали новые навыки и знания.
Для решения этой задачи нужна проработанная предыстория игрового персонажа. Важно создать убедительную историю, которая заинтересует и увлечет геймеров. Цели персонажа и пользователя должны совпадать в рамках игрового процесса.
Важно создать эмоциональную связь. Для этого разрабатываются диалоги, ситуации, которые заставят переживать за игрового персонажа в процессе выполнения миссий, заданий, прохождения квестов.
Для минимизации разрыва между мотивацией персонажа и геймера разработчики игр предоставляют возможность принимать значимые решения, влияющие на развитие персонажа и сюжета. Демонстрация роста и изменений персонажа в ходе игры делает его более реалистичным и близким геймеру.
Гуру в сфере разработки игр утверждают, что нельзя сразу демонстрировать все возможности и особенностями. Нужно, чтобы геймер формировал представление о проекте через прохождение различных заданий, миссий. Эта концепция знакома по играм с открытым миром, например, Dark Souls.
Часто к созданию культового геймплея приводят ошибки в игровых механиках. Пример – культовая GTA. Ее основой была игра, в которой полиция догоняла нарушителей правил дорожного движения. Но из-за ошибки в игровых механиках стражи порядка жестко таранили автомобиль нарушителя. Это было необычно и весело. И разработчики решили создать геймплей, основанный на насилии.
Еще один пример того, как ошибки стали элементом геймплея – Super Mario Bros. В этом платформере есть несколько багов, которые стали его фишками. Например, Wall Jump или «прыжок от стены», а также Backwards Long Jump (BLJ). Это глитч, который позволяет Марио набирать огромную скорость, прыгая назад на определенных склонах. Он используется для пропуска больших частей игры.
В Super Mario Bros. можно пробежать сквозь некоторые стены, используя определённую технику. Этот баг часто используется для поиска секретных локаций. И подобные ошибки встречаются не только в Super Mario Bros., но и в других версиях культовой истории о братьях-водопроводчиках.