Top.Mail.Ru
Онлайн-школа Art Glüсk
  • О школе
  • Подписка
  • Каталог
  • Отзывы и работы
  • Бесплатно
  • Блог
Смотреть все
Нейросети
3Ds Max
Corona Renderer
Revit
Archicad
SketchUp
Procreate
Photoshop
Twinmotion
QGIS
InDesign
Rhinoceros
Grasshopper
Войти Оформить подписку Задать вопрос
  • О школе
  • Подписка
  • Каталог
    Смотреть все
    3Ds Max
    Corona Renderer
    Revit
    Photoshop
    Procreate
    SketchUp
    Twinmotion
    QGIS
    InDesign
    Нейросети
    Archicad
    Rhinoceros
    Grasshopper
  • Отзывы и работы
  • Бесплатно
  • Блог
  • Преподаватели
  • Глоссарий
  • Способы оплаты
  • Контакты
Оформить подписку 3D-моделированиеВойти
  • Telegram
  • YouTube
  • ВКонтакте
  • Дзен
  • Rutube
  • Pinterest
Главная>Глоссарий>3D-моделирование
Главная>Глоссарий>3D-моделирование
10.12.2024
Время на прочтение

3D-моделирование

Это направление делает современный кинематограф, игровую индустрию зрелищными. Оно используется для создания трехмерных изображений, сцен, объектов и реалистичной графики.
3D-моделирование
Иван Петров
Автор
Иван Петров
Автор статей
Это направление делает современный кинематограф, игровую индустрию зрелищными. Оно используется для создания трехмерных изображений, сцен, объектов и реалистичной графики.
Содержание
Что такое 3D-моделирование
Преимущества 3D-моделирования
Сферы применения
2 принципа 3D-моделирования
Виды 3D-моделирования
Этапы 3D-моделирования
Методы визуализации
Программное обеспечение для 3D-моделирования
Требования к компьютеру для 3D-моделирования
Навыки и задачи специалиста в 3D-моделировании
Обучение 3D-моделированию

Что такое 3D-моделирование

К моделированию прибегают для создания различных проектов. 3D-моделирование – это процесс создания трехмерного представления любого объекта или поверхности с помощью специализированного программного обеспечения. Суть этого процесса заключается в создании математической модели трехмерного объекта в виртуальном пространстве.

Для формирования 3D-объекта осуществляется манипулирование точками, линиями и поверхностями. 3D позволяет создавать реалистичные или стилизованные объекты, изображения и сцены для различных целей, от визуализации продуктов до спецэффектов в фильмах.

Пример использования 3Д-графики “Tenby Island” Jack Stevens. Источник

Преимущества 3D-моделирования

У 3D-графики множество преимуществ. Оно позволяет создавать реалистичные изображения объектов до их физического воспроизводства. Помогает лучше понять форму и структуру сложных объектов, объемной графики.

3D сокращает время на разработку прототипов. С его помощью уменьшается количество физических образцов, необходимых для проектирования. Можно быстро вносить изменения в модель на любом этапе разработки. С помощью моделирования оперативно создаются различные варианты дизайна объектов, трехмерная графика.

К преимуществам 3D относят:

  • упрощение объяснения идей клиентам и коллегам; 
  • возможность получить финальное изображение до производства;
  • возможность наглядно демонстрировать концепции и проекты; 
  • высокую точность измерений и пропорций;
  • возможность выявлять потенциальные проблемы до начала производства;
  • возможность проведения симуляций и тестов на виртуальных моделях;
  • возможность анализировать прочности, аэродинамики и других характеристик;
  • возможность использования в 3D-печати.

С помощью 3D создаются эстетичные, привлекающие внимания визуализации для рекламы.

3D-модель бутылки Coca-Cola

Сферы применения

Компьютерные технологии 3D используются в различных сферах для решения широкого спектра задач.

Кинематограф, компьютерные игры и анимация

В кинематографе с помощью 3D создаются виртуальные окружения и декорации, а также:

  • разрабатываются цифровые персонажи и существа;
  • компьютерная графика становится все более востребованной;
  • создаются визуальные эффекты и компьютерная графика (CGI);
  • осуществляется предварительная визуализация сцен (превиз);
  • выполняется дополнение или замена реальных объектов цифровыми.

Трехмерная графика обеспечивает высокую детализацию моделей для крупных планов. Они могут интегрироваться с живой съемкой. 

Трехмерное моделирование используется в разработке компьютерных игр. С его помощью создаются игровые персонажи и объекты, разрабатываются локации и уровни, моделируется оружие, транспорт, другие интерактивные элементы. Также создаются кат-сцены и внутриигровые видео. 

В анимации 3D-моделирование используется для создания персонажей и окружения, сложных механизмов и природных явлений. Оно применяется для покадровой разбивки объектов для дальнейшего их анимирования.

Джоэл. Главный герой игры “The Last of us”

Визуализация в медицине

Трехмерная графика позволила диагностике в медицине вышла на новый уровень. Трехмерная графика также используется для обучения студентов. Она позволяет детально прорабатывать сложные хирургические операции, создавать точные объемные модели протезов.  

3D-визуализации в медицине улучшает диагностику сложных патологий. Она позволяет персонализировать подход к лечению, упрощает, улучшает коммуникацию между врачом и пациентом.

Методы промышленного проектирования

Для промышленного проектирования используются следующие методы:

  1. Функциональный анализ – изучение возможностей изделия для оптимизации его работы.
  2. Эргономический анализ – проектирование с учетом удобства использования человеком.
  3. Моделирование и прототипирование – создание физических или виртуальных моделей продукта.
  4. Системный подход – рассмотрение изделия как части более крупной системы.
  5. Модульное проектирование – разработка продукта из взаимозаменяемых модулей.

Также в промышленном моделировании используется бионический метод. Он построен на заимствовании принципов из природы. CAD/CAM системы позволяют использовать компьютерную графику для проектирования и производства. 

Проект промышленного здания. Источник

2 принципа 3D-моделирования

Первый принцип – полигональное моделирование. Он основан на создании 3D-объектов в виртуальном пространстве из множества плоских геометрических фигур, обычно треугольников или четырехугольников, называемых полигонами.

Второй принцип – неоднородные рациональные B-сплайны (NURBS). В его основе лежит использование математически определенных кривых и поверхностей для создания гладких 3D-объектов.

Виды 3D-моделирования

Для создания детализированной трехмерной графики используется несколько видов 3D- моделирования.

Полигональное 3D

Это метод создания 3D-объектов путем создания поверхностей с помощью многоугольников (полигонов). Тут используются следующие элементы:

  • вершины – точки в 3D-пространстве;
  • ребра – линии, соединяющие вершины;
  • грани (полигоны) – плоские поверхности, образованные ребрами.

В полигональном моделировании применяются следующие типы полигонов:

  • треугольники – самые простейшие и универсальные;
  • четырехугольники (квады) – часто используются в анимации;
  • N-гоны – многоугольники с более чем 4 сторонами (используются редко).

Для создания трехмерной графики применяются следующие техники:

  1. Экструзия или выдавливание граней для создания объемных форм.
  2. Подразделение поверхности – повышение детализации путем добавления новых полигонов.
  3. Сглаживание – создание более гладких поверхностей в трехмерном пространстве.
  4. Булевы операции – объединение, вычитание или пересечение объектов.

Преимуществом полигонального 3D является гибкость в создании сложных форм из простых. Оно применяется для рендеринга в реальном времени (игры, VR), облегчает текстурирование и анимацию.

Но с помощью полигонального 3D сложно создавать идеально гладкие поверхности. Высокополигональные модели могут быть ресурсоемкими. Для их оптимизации используется технология LOD (Level of Detail) и ретопология.

Модель Mercedes SLS AMG Black 2015 (V-Ray) by SQUIR. Источник

Параметрическое 3D-моделирование

Этот подход к созданию 3D-моделей используется в инженерном проектировании и промышленном дизайне. Суть его заключается в определении модели с помощью набора параметров и ограничений. Изменение параметров автоматически обновляет ее.

У параметрического 3D следующие характеристики:

  1. Основано на истории построения (дерево построения).
  2. Использует взаимосвязи между элементами модели.
  3. Позволяет легко вносить изменения и итерации.

В параметрическом моделировании для получения финального изображения используются такие элементы:

  • эскизы: 2D-чертежи, используемые как основа для 3D-элементов, пространство для создания объектов;
  • операции – действия по созданию 3D-геометрии (выдавливание, вращение);
  • параметры – числовые значения, определяющие размеры и свойства;
  • ограничения – правила, определяющие взаимосвязи между элементами.

Различные виды моделирования позволяют создавать разные объекты. К преимуществам параметрического 3D относят легкость создания различных вариаций модели, высокую их точность и возможность быстрого внесения изменений. Данная трехмерная графика позволяет использовать формулы и уравнения для определения параметров, автоматически обновлять связанные сборки и детали. При этом модель приспосабливается к изменениям без потери функциональности.

Параметрическое отличается от полигонального 3D фокусом на точность и инженерных аспектах, а не на визуальной детализации. Оно позволяет легко изменять размеры и пропорции в пространстве без потери качества модели. Поэтому больше подходит для решения технических и промышленных задач. Работа с графикой требует специальных навыков.

Этапы 3D-моделирования

Процесс 3D-моделирования состоит из нескольких ключевых этапов. Начинается создание объемных моделей с определения требований к ним и задач, которые они будут решать. К моделированию приступают после тщательной подготовки. На этом этапе создаются эскизы и референсы для визуализации конечного результата, понимания, какой будет графика.

Затем создается базовая конфигурация. В трехмерной графике важно соблюдать последовательность действий. Для этого используются простейшие формы (примитивы). Из них создаются общие контуры объекта. Следующий этап – детализация. Добавление элементов к базовой форме делает модель более сложной. Тут используются различные инструменты для добавления текстур, мелких деталей и уточнения форм.

Следующий этап – уточнение и исправление. Специалист по моделированию должен внимательно проверять каждый элемент. Модель проверяется и тестируется для оптимизации, сокращения количества полигонов, повышения производительности, чтобы получить четкое изображение.

Затем создаются и накладываются текстуры на модель для придания ей реалистичного вида. После этого настраивается освещение для создания нужного эффекта, выполняется рендеринг для получения финальных изображений или анимаций.

На завершающем этапе производится пост-обработка рендеров в графических редакторах. Корректируется цвет, добавляются эффекты.

Работа Демида Вяткина на курсе "Визуализация интерьера в 3DS Max + Corona Renderer"

Методы визуализации

В 3D-моделировании существует несколько методов визуализации, каждый из которых имеет свои особенности и применения. Выбор метода визуализации зависит от целей проекта и работы с графикой в целом, желаемого уровня реализма сцен изображений, доступных вычислительных ресурсов и времени, которое специалист готов потратить на создание реалистичной графики. Вот основные методы визуализации.

Scanline

Скайлайновый или рендеринг с использованием упрощенных методов. Этот метод используют для создания изображений. Он применяется для более быстрого рендеринга с меньшими вычислительными затратами.

Raytrace (метод трассировки лучей)

Это рендеринг с использованием фотореалистичной визуализации. Ray Tracing (Трассировка лучей) – имитация поведения света в реальном мире, чтобы получить фотореалистичные изображения. Этот метод учитывает отражения, преломления, тени и освещение. С его помощью создается реалистичная графика.

Raycasting (метод бросания лучей)

Это техника используется для симуляции, определения взаимодействия между объектами. Суть метода заключается в том, что из заданной точки (например, положение наблюдателя или игрового персонажа) «отправляются» лучи в различных направлениях. 

Затем проверяется, какие объекты их пересекают в пространстве, и на основе этого вычисляются различные характеристики, такие как: видимость объектов, расстояние до объектов, столкновения с объектами, отражение лучей от поверхностей. С помощью этой техники графика становится максимально реалистичной.

Radiosity

Это рендеринг с использованием непрямого освещения. Radiosity (Радиозитет): моделирует взаимодействие света между поверхностями, создавая мягкие и реалистичные переходы освещения. Используется для интерьерных сцен, изображений.

Программное обеспечение для 3D-моделирования

Существует множество программных пакетов для 3D-моделирования, каждый из которых обладает уникальными функциями и возможностями. Универсальными считаются следующие пакеты для создания объемной графики:

  1. Blender. Бесплатное и открытое ПО с мощными инструментами, текстурирования, рендеринга, анимации и создания скульптур. Blender поддерживает различные рендер-движки, включая Cycles и Eevee.
  2. Autodesk Maya. Программа профессионального уровня, которая используется для создания 3D в киноиндустрии, разработки компьютерных игр. У нее есть мощные инструменты, анимации и текстурирования. Поддерживает скрипты и автоматизацию через MEL и Python.
  3. Autodesk 3ds Max используется для архитектурной визуализации, разработки трехмерных компьютерных игр. Отличается простотой в использовании. У этого программного пакета мощные инструменты для создания моделей и рендеринга. Он поддерживает скрипты на языке MaxScript.
  4. Программа Cinema 4D известна мощными инструментами для анимации, создания графики в движении. Хорошо интегрируется с другими приложениями для создания эффектов и постобработки.
  5. Houdini специализируется на процедурном 3D-моделировании и создании визуальных эффектов. Используется в индустрии кино и для создания сложных трехмерных симуляций.

Также есть специализированные инструменты для создания моделей и скульптурирования. Это такие программы, как: ZBrush, Mudbox, SculptGL. Доступны инструменты для рендеринга и визуализации: V-Ray, Corona Renderer, OctaneRender, LuxRender.

Выбор программного обеспечения зависит от специфики проекта, направления, по которому работает специалист, личных предпочтений и требуемого функционала. Важную роль при выборе ПО играют требования к моделированию и создаваемым объектам, которым должно соответствовать полученное изображение в трехмерной графике.

Требования к компьютеру для 3D-моделирования

Для 3D-моделирования, работы с соответствующими программами важно, чтобы компьютер соответствовал определенным требованиям. Они могут варьироваться в зависимости от сложности проектов, используемого программного обеспечения. Но есть общие рекомендации, которые помогут обеспечить оптимальную производительность. Она позволит создавать трехмерную компьютерную графику. 

Рекомендуется использовать многоядерные процессоры с высокой тактовой частотой. Например, Intel Core i7 или i9, AMD Ryzen 7 или 9. Важно иметь как можно больше ядер, так как многие программы для 3D-моделирования и рендеринга используют многопоточность.

Рекомендуемый минимальный объем оперативной памяти – 16 ГБ. Для сложных проектов или профессионального использования лучше иметь в активе 32 ГБ или больше. Большой объем ОЗУ помогает работать с большими трехмерными сценами и сложными моделями без замедления.

Оптимальное решение для 3D-моделирования – дискретная видеокарта с поддержкой CUDA или OpenCL для ускорения рендеринга. Видеокарты от NVIDIA особенно хорошо поддерживаются в рендер-движках, таких как V-Ray и OctaneRender.

Рекомендуемый минимальный объем физической памяти 500 Гб. Но можно и больше, так как трехмерная графика требует хранения большого объема данных. Достаточный размер SSD обеспечивает быструю загрузку файлов, что критично при работе с большими трехмерными файлами.

Материнская плата должна быть совместима с процессором и оперативной памятью. Она должна поддерживать современные интерфейсы и слоты (например, M.2 для SSD). Также нужен мощный и надежный блок питания, от 650 Вт и выше, в зависимости от конфигурации компьютера.

Рекомендуется работать на мониторе с разрешением Full HD (1920x1080), но лучше Quad HD (2560x1440) или 4K (3840x2160) для большей четкости и детализации изображений. Хорошие углы обзора и точная цветопередача (IPS-панель) облегчит работу с цветами при создании трехмерных моделей.

Навыки и задачи специалиста в 3D-моделировании

Специалист по 3D-моделированию должен уметь решать широкий спектр задач, связанных с созданием трехмерных изображений и визуализацией. Работа с графикой требует особой подготовки. Но наиболее важны следующие навыки и знания:

  1. Умение работать с программным обеспечением: рендер-движками, инструментами цифрового скульптурирования.
  2. Знание топологии полигональных сетей, оптимизация моделей для использования в реальном времени или рендеринге. Умение создавать UV-развертки и текстуры для моделей. Понимание систем координат и преобразования объектов в 3D-пространстве.
  3. Умение создавать и накладывать текстуры, настраивать материалы и шейдеры для достижения нужного визуального эффекта.
  4. Знание принципов анимации, таких как тайминг, интерполяция и графики кривых. Умение создавать скелеты (риггинг) и связывать их с моделями (скиннинг).
  5. Умение настраивать освещение, камеры и рендер-движки для получения фотореалистичных или стилизованных изображений. Знание процессов постобработки изображений для улучшения качества финальных рендеров.
  6. Знание принципов дизайна, таких как композиция, цветовая палитра и баланс. Это нужно для создания реалистичных персонажей. Тут важно понимание основ анатомии и пропорций.

Специалист по 3D-моделированию решает следующие задачи:

  1. Моделирует объекты, персонажей, окружение и другие элементы в 3D-пространства. Создает детализированные и низкополигональные модели в зависимости от требований проекта.
  2. Создает и накладывает текстуры для 3D-моделей. Разрабатывает UV-развертки для обеспечения их правильного отображения.
  3. Создает скелеты для анимации персонажей и трехмерных объектов. Настраивает системы управления (риггинг) анимацией.
  4. Настраивает сцены для рендеринга, включая освещение, камеры и материал. Осуществляет генерацию финальных изображений и анимаций.
  5. Оптимизирует модели для использования в играх или виртуальной реальности, включая сокращение количества полигонов и оптимизацию текстур. Экспортирует их в требуемые форматы для использования в различных приложениях.
  6. Создает прототипы и концепт-арты для предварительного визуального представления проектов. Реализует идеи и концепты в трехмерном формате.

При этом важно постоянное обновление знаний о новых инструментах, методах и тенденциях в 3D-моделировании. Для повышения квалификации можно участвовать в тематических тренингах, проходить специализированные обучающие программы. Специалист в области 3D-моделирования должен быть креативным, технически подкованным. Важно умение работать в команде. 

Обучение 3D-моделированию

Выбор методов обучения 3D-моделированию зависят от уровня подготовки, целей и предпочтений. Чтобы освоить эту сферу деятельности, можно воспользоваться онлайн-курсами и обучающими платформами. Новичкам рекомендуется выбирать материалы, где о каждом элементе создания моделей рассказывается простыми словами.

Помогут разобраться с нюансами создания 3D видеоуроки. Они должны начинаться с разбора основ, видов создания моделей, плавно переходить к более сложным техникам, например, создание реалистичных текстур и моделирование персонажей.    

В освоении различных направлений 3D помогут книги. Но при выборе учебных пособий нужно обратить внимание на простоту изложения материала. Предпочтение стоит отдавать книгам, написанным простым языком, которые подробно рассматривают каждый аспект создания объемной компьютерной графики. 

Для изучения создания моделей в трехмерном пространстве создавайте собственные простые проекты, с постепенным усложнением задач. Для мотивации можно участвовать в конкурсах и челленджах. Демонстрируйте свои работы на тематических сайтах для получения конструктивной критики. Изучайте работы профессионалов и пытайтесь понять их техники и подходы.

К моделированию нужно подходить системно. Опытные специалисты знают все виде инструментов для работы. Успешность в работе с графикой зависит от практики. К моделированию можно приступать после изучения теории. Создание качественных проектов требует навыков работы с графикой. К моделированию необходимо подходить творчески. К моделированию стоит подходить последовательно. К моделированию важно подготовиться заранее. К моделированию нужно подходить ответственно. К моделированию следует подходить с пониманием основ. Работа с графикой требует внимательности. Работа с графикой предполагает постоянное обучение. Работа с графикой включает множество аспектов.

Онлайн-курс

Визуализация интерьера в 3Ds Max + Corona Renderer

Подробнее о курсе
Иван Петров
Автор
Иван Петров
Автор статей

Приходите учиться на курс

Онлайн-курс

Визуализация интерьера в 3Ds Max + Corona Renderer

С нуля • 2-4 месяца
Подробнее о курсе
Визуализация интерьера в 3Ds Max + Corona Renderer
Онлайн-курс
-20%
-20%
3Ds Max Corona Renderer
Другие термины
Adobe Photoshop GIF Геймплей Колористика
Все термины
Все термины
Личный кабинет
E-mail
support@artgluck.ru
Контактный телефон
+7 (812) 385-73-93
Адрес офиса
Санкт-Петербург,
Малая Конюшенная, 10
Страницы
  • О школе
  • Подписка
  • Каталог
  • Отзывы и работы
  • Бесплатно
  • Блог
  • Преподаватели
  • Глоссарий
  • Способы оплаты
  • Контакты
Инструменты
  • 3Ds Max
  • Corona Renderer
  • Revit
  • Photoshop
  • Procreate
  • SketchUp
  • Twinmotion
  • QGIS
  • InDesign
  • Нейросети
  • Archicad
  • Rhinoceros
  • Grasshopper
  • Telegram
  • YouTube
  • ВКонтакте
  • Дзен
  • Rutube
  • Pinterest
Новости

Подпишитесь и первыми узнайте о новых курсах, уроках, событиях и акциях

Подписаться

2024 ИП Моргач Р.В.

Все права защищены.

ОГРНИП 317784700148912

Договор оферты Политика обработки персональных данных
  • Договор оферты
  • Политика обработки персональных данных

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов Cookies и других пользовательских данных, в соответствии с Политикой обработки персональных данных

Онлайн-школа Art Glüсk
Visa Mastercard Мир SberPay T Pay Яндекс Пэй Система быстрых платежей Сбербанк Т-Банк Ресурс Развития Всегда.Да Poscredit Яндекс Сплит Долями Подели
Привет!
Оставь свой номер телефона, чтобы начать учиться в Art Glück. Мы свяжемся с тобой в мессенджере в ближайшее время.
Нажимая кнопку, принимаю условия политики обработки персональных данных .
Привет!
Оставь свой вопрос и мы свяжемся с тобой в мессенджере в ближайшее время.
Нажимая кнопку, принимаю условия политики обработки персональных данных .
Успех!
Мы получили заявку и свяжемся с тобой в мессенджере в ближайшее время.
Закрыть
Отправили E-mail
Проверьте Входящие или Спам, если письмо не пришло — напишите нам.
Войти
Привет!
Заполни форму, чтобы начать учиться в Art Glück.
Нажимая кнопку, принимаю условия политики обработки персональных данных и пользовательского соглашения .