Исторически «серый пояс» всегда был «задворками» города. Здесь располагаются заводы, дороги, склады, железнодорожные депо и кладбища. Дальнейший процесс урбанизации привел к превращению исторически сложившихся промышленных зон в буфер между центром и периферией. Так образовались большие изолированные и дисфункциональные пространства, обладающие градостроительным, пространственным, научно-техническим, экономическим, культурным потенциалом. Логика расположения этих элементов форсирует «серый пояс» на сегодняшний день - хаотический «пэчворк», преимущественно состоящий из барьеров, ограждений/заборов, проходных и зон запрещенного доступа.
В Санкт-Петербурге площадь территорий «серого пояса» занимает более 5 тыс. га, что составляет около 40% территории всего города. В то же время в европейских городах этот показатель составляет около 10%. Промышленная деятельность ведется на 38% площадей, 30% приходится на грузовые и пассажирские перевозки, 10% – на производство портовых погрузочно-разгрузочных работ.
В существующем состоянии территории «серого пояса» Санкт-Петербурга характеризуется целым комплексом проблем:
На сегодняшний день территории «серого пояса» представляют собой большие возможности для Санкт-Петербурга - огромные территории в центральной части города, на которые не распространены строгие запреты, действующие в историческом центре, ограничивая реализацию инновационных проектов.
В последние годы власти Санкт-Петербурга все более настойчиво говорят о необходимости редевелопмента старых городских промзон. отмечая, что обновление территорий «серого пояса» является одной из наиболее острых урбанистических задач Северной столицы. Именно поэтому в последнее время повышается интерес девелоперов к территориям бывших промышленных предприятий.
Однако в городе существует ряд проблем, которые тормозят процесс редевелопмента. Среди них сложность вывода наиболее крупных предприятий, которые часто якорем удерживают от редевелопмента и территории вокруг себя, недоработанность правил развития «серого пояса», недостаточное участие города в процессе, а также консолидация собственности, поскольку участки, здания и даже части зданий в этой локации часто принадлежат разным физическим и юридическим лицам. Попытки сбалансировано подойти к реорганизации промзон возникают постоянно. Редевелопмент постепенно станет главным инструментом развития центра города. Свободных пятен под застройку в старых районах уже не осталось.
В 2016 году был проведен международный архитектурно-градостроительный конкурс на разработку Концепции (Master plan) и стратегии преобразования «серого пояса» Санкт-Петербурга.
Город установил для развития территории соотношение «30:30:40»: 30% должны занимать рекреационные зоны, 30% – коммерческие и промышленные, а 40% – жилая застройка. Каждый из участников предлагал общую концепцию преобразования всего серого пояса – 4000 гектаров между Невой, Обводным каналом, портом и жилыми кварталами на юге города, – а также детальный план реконструкции одного из трех небольших участков – пилотных зон. Пилотные проекты для территории «Волковская» согласно жеребьевке проектировали финское «Helin&Co», голландцы «MLA+» и петербургская «Студия 44». «Екатерингоф» достался москвичам: ТПО «Резерв», «Рождественке» и «Яузапроекту». А территорию «Французского ковша» отдали норвежской Transborder Studio, бюро Земцов-Кондиайн и группе Евгения Герасимова и Сергея Чобана. В ходе конкурса участники провели детальные исследования территории (с участием урбанистов, социологов, архитекторов и городских активистов).
В итоге было выбрано три победителя, по одному в каждой группе, на которые были поделены задания конкурсантов:
Консорциум Евгения Герасимова и Сергея Чобана разработал проект, согласно которому около половины территории должны занять парки городского и районного значения, а также предлагается перевезти сюда с Петроградской стороны Ленинградский зоопарк, который много лет испытывает нехватку площадей. Основной идеей было создание «второго легкого» для Санкт-Петербурга, призванного дополнить Крестовский остров. Следовательно, архитекторы предложили озеленить бывшие промышленные территории на юге города.
Проект предполагает также вынесение в преобразованный «серый пояс» городских больниц, которые сейчас занимают исторические здания в центре города. Освобожденные здания можно было бы отдать под гостиницы – считают авторы. Вдоль Обводного канала мог бы раскинуться ансамбль «музейного ожерелья».
Транспортную инфраструктуру территории предлагается усовершенствовать за счет соединения уже существующих улиц, в том числе эстакадами и тоннелями, пущенными под и над железными дорогами. Жилая застройка вокруг главных, уже застроенных магистралей, будет по возможности уплотнена, все частично застроенные кварталы – завершены.
Имеющийся на территории водоем – «Французский ковш» – становится гаванью для маломерных судов. Его окружают двухуровневые набережные, а в торцах формируются две благоустроенные площади, которые становятся главными точками притяжения всего района.
На пилотной территории «Французский Ковш» жилые кварталы плотно застроены; общественные здания равномерно распределены среди жилых массивов. Парковые зоны формируются вдоль железнодорожных путей, соединяющих здания элеватора и мельницы, обладающие статусом охраняемых объектов. Две вытянутых в разных направлениях зеленых зоны становятся главными элементами в планировке территории. Важная особенность парков в том, что они переосмысляют промышленное прошлое района: железнодорожные пути, старинные вагоны, опоры конвейера становятся арт-объектами и формируют характер местности. На основе бетонных опор бывшего конвейера формируется променад с видовыми площадками, придавая парку выразительную двухуровневую структуру.
Это чуть ли не первый в современной истории Петербурга случай, когда предложена равноценная альтернатива сплошным улицам центра: город остается таким же насыщенным и при этом обретает даже некоторые преимущества благодаря более сложному устройству. Европейская практика показывает, что такие кварталы практически мгновенно оживают.
Рассматривая «серый пояс» в целом, специалисты MLA+ пришли к выводу, что для развития территории необходимо работать по трем направлениям:
Связывание — создание больших каркасов, развитие широтных направлений. Предлагается сформировать пространственный каркас «серого пояса» за счет развития трех систем:
Локальное структурирование - сохранение и развитие структуры и локальной идентичности существующих районов «серого пояса» - создание новых районов соответствующей морфологии. Каждый из районов «серого пояса» структурируется исходя из следующих принципов:
Принимаемый планировочный модуль соответствует морфологии застройки кварталов «серого пояса» сегодня, обеспечивает достаточную проницаемость, а также позволяет застраивать кварталы объектами различной типологии. В рамках рассматриваемой территории предлагается развить 10 существующих районов, сформировать 10 новых планировочных образований. Оптимальную емкость\структуру нового девелопмента целесообразно определять исходя из взаимосвязанной системы девелопмента и новой системы общественного транспорта. Вокруг новых станций городской электрички предлагается создание районов, ориентированных на пешеходное передвижение. Специалисты MLA провели расчет, из которого выявили, что для эффективного функционирования новой городской электрички вокруг каждого из узлов системы, в радиусе пешеходной доступности (750м) должны возникнуть новые центры проживания и работы.
Активация и наполнение — активацию «серого пояса» предлагается осуществлять за счет:
размещение центров притяжения общегородского значения, объектов магнитов.
Якорные объекты предлагается разместить в узлах пересечения формируемых каркасов. Всего определено 6 ключевых мест для размещения якорных объектов. Якорные объекты – объекты регионального общегородского значения, которые сделают «серый пояс» привлекательных для посещения широкого круга пользователей. Якорными проектами для «серый пояс» могут стать:
Пилотные программы Пилотные программы – это городские программы, а также программы поддержки бизнеса, которые направлены на тестирование новых подходов к девелопменту и редевелопменту.
К предлагаемым программным проектам относятся:
создания условия для формирования многофункциональных «умных» (инновационных) районов.
Инновационный район - это особый тип пространства, где крупные высокотехнологичные компании и технокластеры могут существовать вместе с небольшими фирмами, стартап-компаниями и бизнес-инкубаторами для создания инновационной среды. Инновационный район должен обладать тремя главными качествами:
В качестве пилотной территории архитекторам MLA+ досталась «Волковка». Проект интегрирован в общую систему больших каркасов «серого пояса» и реагирует на создаваемые ими импульсы. В качестве импульсов к развитию имеются: станцию метрополитена и городской электрички «Боровая», развитие вокруг которых должно обеспечить необходимую плотность проживающих и работающих. Важными планировочными элементами уличной сети в районе являются: существующий Лиговский проспект, который должен получить новое «лицо» на рассматриваемом отрезке продолжение ул. Бухарестская новая широтная магистраль вдоль железнодорожных путей Важными элементами зеленого каркаса являются: Воздухоплавательный парк, формируемый к югу, а также прирельсовый зеленый экокоридор.
Структура района сформирована в соответствии с ранее описанными принципами и состоит из следующих элементов: Центр района – формируется в узле станции городской электрички и станции метро «Боровая». От центра трассируется урбанизированная ось, с линией трамвая. А также зеленый бульвар, ведущий к зданию церкви\зеленому массиву кладбищ. Крупная зеленая ось проходит в перпендикулярном направлении к бульвару – от Воздухоплавательного парка на север. Система городских улиц, площадей и скверов связывается центр и подцентры с зеленым и урбанизированным каркасом, формируя при этом ряд планировочных элементов. В границе проектной территории сформированы 16 планировочных элементов (районов\кварталов). Каждый из планировочных элементов имеет свои характеристики и может стать площадкой для тестирования разного типа девелопмента. В качестве примера, можно рассмотреть район «Лиговское соседство»: здесь предлагается застраивать участок силами малого девелопмента. Масштаб кварталов позволяет создавать двойной контур, в проиллюстрированном проектном предложении по внутреннему контуру размещены мастерские и небольшие производственные объекты.
Размышляя о развитии «серого пояса» архитекторы «Рождественки» выделили шесть аспектов развития данной территории.
Водный транспорт. Обводной канал должен приобрести черты петербургской водной артерии, насыщенной водным транспортом, имеющей привлекательный облик, и вызывающей интерес у горожан и туристов. Поэтому он должен быть расширен, углублён и соединён с Гутуевской гаванью для возобновления в нём судоходства. Мосты над обводным каналом обязаны пропускать суда с высокими мачтами, но в отличие от традиционных мостов будут не разводными, а погружными. Автомобильный транспорт необходимо убрать с набережных обводного канала, как и любой транзит. При этом дублирующие улицы появятся по обеим сторонам канала в глубине застройки. Набережные станут пешеходными. Первые этажи существующих и вновь возводимых домов будут отданы под коммерческую, рекреационную и социальную функции.
Городской транспорт. Программа развития общественного транспорта в границах «серого пояса» включает три этапа.
На первом – железнодорожная ветка, проходящая вдоль всей территории, превращается в ветку скоростного пассажирского транспорта (по принципу московского МЦК).
На втором этапе на территорию «серого пояса» переносится Витебский вокзал. От нового вокзала (Хаба) до станции метро «Пушкинская» организуется ветка скоростного пассажирского железнодорожного транспорта. Здесь также уплотняется УДС и создаются новые маршруты довозящего транспорта (трамваи, автобусы).
Третий заключительный этап подразумевает перенос в зону «серого пояса» Московского вокзала и организацию скоростной железнодорожной ветки городского транспорта к станции метро «Площадь восстания». На этом этапе весь «серый пояс» получает улично-дорожную сеть с плотностью восемь километров дороги на квадратный километр территории. По набережной обводного канала запускается городской трамвай с довозящей функцией. Благодаря перемещению вокзалов в «серый пояс» разгрузиться уже сегодня перегруженный центр.
«Серый пояс» получит большое количество потребителей, которые благодаря спросу будут развивать территорию. Замена железнодорожных путей на городской скоростной трамвай, свяжет разорванную сегодня городскую ткань.
Экология. В первую очередь санируются все сильнозагрязнённые территории. Это происходит в три этапа. Санированные территории подвергаются фиторемедиации, либо закрываются саркофагами (Голландия, США), чтобы на дальнейших этапах развития территории «серого пояса» (в будущем – зелёного) здесь могла появиться застройка с жилой, коммерческой или иной функцией. Создаётся единый экологический зелёный каркас, объединяющий всю территорию. Также проводятся мероприятия по локальной очистки водоёмов, включая обводный канал.
Промышленные территории. Все промышленные территории «серого пояса» подлежат либо полному выводу, либо перепрофилированию с частичным сохранением производственных функций. Будущее «серого пояса» связано только с безвредным наукоёмким или так называемым штучным производством. Вывод и перепрофилирование производств происходит также в три этапа. На первом санируются территории недействующих или утративших основную функцию предприятий. В первую очередь это относится к вредным производствам. На втором и третьем этапах осуществляется постепенный вывод всех «тяжёлых» предприятий за городскую черту, включая Кировский завод в связи с организацией новой портово-промышленной зоны в районе Ораниенбаума.
Архитектура. В границах «серого пояса» имеется множество объектов культурного наследия, зданий и сооружений, обладающих большой эстетической и функциональной ценностью. Также здесь размещаются жилые кластеры, в известной степени формирующие образ этого места. Необходимо сохранить все объекты, которые могут стать знаковыми аттракторами будущей городской среды. Плотность и высотность новой застройки регулируется наличием/отсутствием объектов культурного наследия, а также удалённостью от исторических частей города. Создание подобных жилых кластеров многократно повысит привлекательность рассматриваемых территорий и послужит фиксатором плотности, что позволит сохранить зелёный каркас и высокое качество городской среды в далёком будущем. Кроме того, территория «серого пояса» может послужить местом для архитектурных экспериментов.
Функциональное зонирование. Функциональное назначение территорий «серого пояса» должно кардинальным образом измениться. На месте выведенных вредных и невыгодных для интенсивного роста города промышленных предприятий необходимо развивать полноценную многофункциональную городскую активность. При этом следует сохранять и развивать наукоёмкие экологичные производства, а также образовательную функцию. Монотонные непроницаемые территории обретут собственный общественно-деловой центр, рекреационные пространства, социальную и культурную составляющие, благодаря чему приобретут свой индивидуальный характер и востребованность.
В рамках пилотной территории «Рождественки» досталась «Екатерингофка». Особенностями данной территории, в сравнении с другими площадками «серого пояса», является большое количество зелени и воды. Здесь находится ландшафтно-исторический памятник – парк «Екатерингоф», несколько объектов культурного наследия – памятников промышленного зодчества (территория фабрики Советская Звезда, завода «Равенство», а также «Грязного» острова). Освоение данной территории предусмотрено в два этапа.
На первом этапе проводится реконструкция парка «Екатерингоф». Здесь предлагается создание мемориально-исторической зоны у реки Екатерингофки, посвящённую истории северной войны. В активной зоне парка расположатся досуговые детские зоны, а также новая конюшня. Для того чтобы парк вышел из изоляции и органично врос в новую городскую ткань необходимо убрать все ограждения по его периметру. Вдоль берега реки Таракановки с внешней стороны должны появиться прогулочная зона с вело и пешеходными дорожками. Также вело-маршруты и дорожки для конного выезда планируются по всей территории парка. Предполагается реконструкция лодочной станции. В исторической части, на одном из островов, создаётся цветник-оранжерея, а на другом временный павильон для сменных экспозиций.
На острове «Малый резвый» появится оздоровительно-досуговая зона с бассейнами и СПА. Этот остров должен быть связан с парком пешеходным мостом. Также необходимо создать пешеходные мосты через реки и каналы в парковой зоне для организации полноценных связей парка с островами и окружающей застройкой. Территория завода «Равенство» также подвергается серьёзной реконструкции. Здесь необходимо снести корпус вдоль улицы Промышленная и открыть обзору уникальное здание XIX века. На этой территории должно разместиться экспериментальное производство. Освободившиеся площади подлежат коммерческой застройке. Здесь могут появиться как деловые, так и коммерческие объекты. Также необходимо провести реконструкцию стадиона «Кировец» и прилегающей к нему территории. Вдоль берегов реки Таракановки создаётся прогулочная зона.
На втором этапе предлагается развитие «Грязного острова». Планируется расширение канала, создание марины и пешеходных прогулочных зон. На самом острове возникает жилая и коммерческая застройка. Вдоль Лифляндской улицы, формируется и развивается социальная городская инфраструктура. На территориях подверженных фиторемедиации на первом этапе – предполагается развитие малоэтажной частной застройки.
Таким образом создается плотный улично-дорожный каркас, меняется функциональное насыщение территории, а парк «Екатерингоф» приобретает общегородское значение. Надо особо отметить, что очень важное влияние на развитие этой территории будет иметь новая ветка городского железнодорожного транспорта и наличие перехватывающего Хаба. Также благоприятно на развитие площадки повлияет новая пристань для маломерных и крупных судов, благодаря которой парк будет включён в систему городского водного пассажирского транспорта.
Разница между европейским подходом и тем, что предлагают многие российские архитекторы, в образе мышления. Заграница с трудом, но пришла к пониманию, что проектировать надо с мыслями о людях, о том, как они будут жить и работать среди этих зданий и улиц. А в Петербурге до сих пор очень часто бравируют какими-то там проекциями, схемами, изящными идеями и так далее.
За красивыми картинками концепций должны стоять поистине грандиозные планы с серьезной инициативой со стороны городского руководства, причем со сроком реализации в десятилетия. При этом в городе есть ряд уже разработанных проектов, которые в случае реализации разрушат идеи победителей конкурса.
Чиновники обещали принять результаты конкурса во внимание при разработке Генплана развития Петербурга 2019-2043. И стоит сказать, что уже сейчас в проекте нового Генплана набережные Обводного канала показаны городскими магистралями, что никак не сочетается с желанием сделать их доступными. Наши чиновники верят, что чем больше магистралей, чем шире они будут, тем больше шансов победить пробки. Мировой опыт не учитывается, ведь у нас «свой путь развития», отличный от мирового. Но ведь Москва начала смотреть на запад и развиваться в правильном направлении, почему мы не можем? И дело не в деньгах, а в мышлении власти.С приходом нового губернатора есть шанс на улучшение ситуации.
Пoживём – yвидим.