Ле Корбюзье считал, что дом должен быть не просто местом проживания, но и функциональным инструментом для обеспечения потребностей человека, подобно машине. Эта идея отражала суть модернизма — архитектура должна быть рациональной, практичной и удобной для жизни. В своих проектах он стремился максимизировать комфорт и эффективность пространства, используя минимальные ресурсы. Так появилась концепция функционального жилья «Дом — машина для жилья», которая сводится к следующему:
Ле Корбюзье предложил поднятие здания над уровнем земли на пилонах. Это решение освобождает пространство под зданием, создавая открытые зоны для садов, парковки, общественных площадок или свободного движения людей. Колонны также уменьшают визуальную массивность здания, позволяя ему "парить" в окружающей среде. Этот принцип улучшает взаимодействие между природой и архитектурой.
Каркасная конструкция заменяет традиционные несущие стены, что делает интерьер гибким. Это позволяет проектировать внутренние пространства в зависимости от функциональных потребностей, не ограничиваясь жёсткими архитектурными рамками. Свободная планировка способствует созданию открытых, светлых и функциональных помещений, отвечающих запросам времени.
Конструкция здания и его фасад больше не связаны друг с другом. Это означает, что внешний вид здания можно проектировать независимо от внутренней структуры. Свободный фасад позволяет архитекторам экспериментировать с формами, текстурами и материалами, создавая выразительные и уникальные внешние образы зданий.
Горизонтальные окна занимают всю длину фасада, обеспечивая равномерное естественное освещение и визуальное соединение интерьера с окружающим пейзажем. Такое решение увеличивает комфорт для обитателей, а также делает пространство внутри здания более открытым и связанным с внешним миром.
Плоская крыша, которую можно использовать для садов, террас, спортивных площадок или зон отдыха, компенсирует утраченные зелёные территории на земле. Этот подход способствует улучшению экологической среды и предлагает функциональные решения для использования пространства.
Идея дома как машины подчёркивала, что архитектура должна быть ориентирована на человека и его потребности, избегая излишеств и декора, не несущих функциональной пользы. Так дома по Корбюзье должны обладать следующими качествами:
Для создания гармоничной архитектуры, Корбюзье разработал систему пропорций, основанной на человеческих размерах и математических законах, получившей название Модулор. Этот метод использовался для проектирования зданий, мебели и интерьеров. А так же для создания пропорциональных, эргономичных пространств, подходящих для повседневной жизни.
Модулор стал основой таких проектов, как жилой дом в Марселе «Жилая единица», где каждая деталь — от высоты потолков до размеров мебели — основана на системе пропорций.
Вы обратили внимание на цвет, который прослеживает как на фасадах, так и на внутренней отделке?! Ле Корбюзье считал, что цвет может менять пространство и воздействовать на человека, поэтому он не менее важен, чем форма и конструкция. Собственная уникальная палитра, разработанная Ле Корбюзье, называется «архитектурная полихромия». Она состоит из 63 цветов, которые близки к природным оттенкам, гармоничны и хорошо сочетаются друг с другом.
Во второй части статьи мы погрузимся в мир Ле Корбюзье — гения градостроительства, чьи идеи и проекты оставили неизгладимый след на архитектурном ландшафте послевоенной Европы. Мы исследуем, как его видение и инновационные подходы повлияли на развитие городов в странах социалистического лагеря, где его работы стали символом новой эры и надежды.