Рассмотрим основные моменты:
Существует два непримиримых лагеря людей, которые спорят, какие шрифты наиболее читабельны - с засечками или без.
Так вот, более продвинутые в сфере типографии дизайнеры, пришли к выводу, что оба варианты применимы. Но использовать их нужно в зависимости от ситуации, а не исходя из позиции «мне так удобнее».
Например, шрифты с засечками упрощают чтение больших полотен текста, визуально образуя преграды для читающего, отсекая слова. Таким образом мы можем ускорить процесс чтения. Особенно заметно это свойство засечек, когда мы сталкиваемся с очень маленьким кеглем. Возможно, поэтому в университетах принято выполнять курсовые и отчёты, используя Times New Roman.
И наоборот, если мы выбираем шрифт для компоновки планшета, где из текста у нас только «легенда», название, подписи элементов и большое количество цифр, то необходимости в засечках нет. Наоборот, лучше выбирать более минималистичные шрифты, по обстоятельствам прибегая к техническим. К слову, никакие технические и ГОСТ шрифты не имеют засечек, так как не предназначены для написания сочинений.
В предыдущей статье о работе над качеством подачи мы упоминали, что текст является неотъемлемой частью компоновки. Именно поэтому все текстовые материалы на планшете должны быть подчинены тому же принципу компоновки, что и основные элементы.
То есть текст должен быть встроен и растянут от края до края границ, отведённого для него участка планшета. А вокруг этого участка должны быть пробелы (расстояние до соседних элементов).
В идеале, если мы не хотим, чтобы текст выглядел неаккуратно, то необходимо выполнить выравнивание. Таким образом удастся избежать рваных волнообразных краев с какой-либо стороны. Главное - не путать выравнивание и центрирование!
При выравнивании может присутствовать красная строка для обозначения абзаца.
Если мы говорим об архитектурных планшетах с минимумом текста, то считается приемлемым, если весь текст будет прописным - состоящим только из «больших» букв, без нижнего выносного элемента (палочки и петельки у букв р, у, ф,щ). Такой приём добавляет монотонности и целостности выровненному тексту.
Важно учитывать, что это не применимо к пояснительным запискам и курсовым.
Какие максимальные размеры шрифта допустимы, например, для названия проекта?
Подпись должна быть легко читаема с расстояния 2-3 метра. При этом не должна быть первым, что бросается в глаза во время презентации. Помним, что основное - проект, а текст - вспомогательная его часть.
Принято не делать название огромным, превышающим 1,5-2 см в высоту для планшетов от 75 см по длинной стороне. Если планшет меньше, то максимум 1 см.
Также, не должно быть скачков в размерах шрифта внутри одного текстового фрагмента (легенда, экспликация). Возможно выделение отдельных слов толщиной линий - переключением на жирный шрифт.
Для написания легенды и подписей элементов зачастую используется один размер шрифта, так как эти элементы являются равноправными.
Желательно не акцентировать внимание на личной/ авторской подписи. Имя автора точно должно быть меньше названия проекта.
Фраза «поиграемся со шрифтами» вызывает нервный тик у большинства дизайнеров.
И не зря! Особенно, когда мы говорим не о сувенирной полиграфии и рекламной продукции, а об оформлении портфолио или планшета.
В этих случаях лучше придерживаться принципа - «один файл - два шрифта».
В идеале ограничиться одним шрифтом, используя разные его возможности. Такие как размер, толщину линий, наклон, межбуквенный интервал и так далее.
Практически у всех студий и бюро есть персональный брендбук, в котором прописаны требования к оформлению. В том числе шрифты и их настройки. Руководствуясь требованиями брендбука, оформляются и презентационные материалы и рабочая документация.
В университете таких жестких рамок при выборе шрифтов и стилистики оформления нет. Но каждый студент может подобрать свой персональный стиль и использовать его от проекта к проекту. Например, составить свой набор шрифтов и цветовую схему.
Частая проблема, бросающаяся в глаза - специфический шрифт в названии проекта. Этот элемент итак выделяется за счёт размера, не стоит подбирать для него отдельный витиеватый или тематический шрифт.