Активный рост городов начался вследствие научно-технической революции и продолжается до сих пор. Большинство современных мегаполисов представляют собой некомфортную для проживания, излишне урбанизированную среду – перегруженные дороги, плотная застройка, промышленные районы, дробящие город на части, малое количество зеленых зон.
Архитекторы и дизайнеры задумались над созданием городских объектов, способных изменить облик современных городов. Наиболее благоприятным для развития городов является внесение в генплан «зеленых островов», где будет создана дружественная для человека среда, позволяющая жителю мегаполиса отдохнуть от агрессивной застройки. Но где найти место для размещения этих зон?
Расположившийся поверх старых рельсов надземной железной дороги нью-йоркский парк «Хай-Лайн», пожалуй, один из наиболее часто упоминаемых примеров переформатирования общественного пространства. Каждый год подражатели рвутся скопировать использованные здесь дизайнерские решения и модели экономического развития. Вдоль парка то и дело вырастают здания, спроектированные ведущими архитекторами, включая единственный в городе жилой дом по проекту Захи Хадид.
30-е годы, Манхэттен. Побережье реки Гудзон захвачено заводами и промышленными предприятиями. Три района – Meatpacking District, West Chelsea и Hell’s Kitchen (Clinton) – объединяются железной дорогой The High Line. Её преимущество в том, что полотно было поднято на 30 футов. Это было необходимым, поскольку первая железная дорога укладывалась на асфальт, и в условиях большого трафика часто происходили аварии.
Это было сделано для того, чтобы избежать негативных последствий при возведении железной дороги подобно «открытому метро», над улицей. К 1980-м годам повышение уровня автоматизации на предприятиях, которые обслуживала надземная железная дорога, привело к сокращению перевозок, и вскоре железнодорожная эстакада перестала использоваться по назначению и к началу XXI века обветшала и заросла полевыми цветами.
Со временем заброшенные рельсы начали ржаветь, появилась угроза обвала старого моста. В 1980-е снесли ее южную часть, активно обсуждалась идея убрать дорогу совсем, тем более что под эстакадой селились наркоманы, проститутки и прочие асоциальные элементы. Но общественные активисты, проживающие в районе, во главе с Петером Облетцем выступили против и потребовали возобновить сообщение на дороге для перевозки пассажиров. Они даже смогли договориться с компанией 'Conrail' о приобретении эстакады за десять долларов. Между энтузиастами и группой собственников началась судебная тяжба, длившаяся пять лет. В итоге сделка о покупке дороги была заблокирована, но и решение о сносе принято не было. High Line, оставаясь заброшенной, всё более и более зарастала сорняками.
Следующая веха в истории High Line – 1999 год. На собрании, посвященном будущему The High Line, рядом садятся два ранее незнакомых человека — Джошуа Дэвид и Роберт Хэммонд. Только они в этой дискуссии выступали за сохранение железной дороги, так как все остальные участники встречи были за ее разрушение. Осенью этого же года Роберт и Джошуа создают объединение под названием «Friends of the High Line», целью и миссией которого было сохранение железной дороги.
И вскоре родилась идея – один из первых примеров урбанизации промзоны, который до сих пор остается уникальным. Парковая зона располагается прямо на мосту! И полностью повторяет маршрут железной дороги.
После теракта 11 сентября 2001 года Дэвид и Хэммонд уже готовились к тому, что их проект забудется, так как у населения будут гораздо более важные цели по сравнению с восстановлением заброшенной железной дороги. Но, благодаря растущему интересу к планированию и дизайну городских пространств, к проекту создания нового общественного места вновь повернулись лицом. в марте 2002 года сообщество «Friends of the High Line» впервые получает поддержку властей — Городской Совет выступает за повторное использование железной дороги. В октябре 2002 года FHL в своем исследовании доказали экономическую эффективность парка тем, что налоговые поступления от вновь создаваемых общественных мест будут больше затрат на его строительство. Мэр Нью-Йорка, Майкл Блумберг, в отличие от своего предшественника Рудольфа Джулиани, более благосклонно отнесся к проекту нового использования железной дороги и предложил финансовую помощь.
В 2003 году Friends of the High Line провели конкурс на лучший проект. Идея преобразования железной дороги в парковую зону заинтересовала архитекторов во многих странах. Жюри было предоставлено 720 работ из 36 стран. Главной целью этого конкурса было не только выявление лучшего архитектурного решения, но и поиск наиболее смелых, оригинальных и инновационных идей, которые бы способствовали изменению городской среды всего района.
В следующем году определился состав рабочей группы, которая выполнила проект реконструкции High Line. В состав группы входила фирма, специализирующаяся на ландшафтном проектировании James Corner Field Operations и архитектурное бюро Diller Scofidio + Renfro (которая впоследствии выиграла конкурс на проектирование парка Зарядье в центре Москвы).
В проекте природные детали эффективно переплетены с элементами индустриального прошлого. Авторов вдохновила красота природы, восстанавливающей кусочек постиндустриальной, пришедшей в упадок, городской среды. Стильные прогулочные дорожки переходят в полудикие газоны, на которых оставлены отреставрированные фрагменты железнодорожных путей.
Сметная стоимость парка составила $153 млн из них $112,2 млн было выделено из городского бюджета, $21,4 млн из федерального бюджета, остальные средства были инвестированы частными предпринимателями.
Создание High Line спровоцировало развитие городской среды вокруг. Доминировавшие здесь ранее склады, скотобойни и предприятия по переработке и упаковке мяса сменились эксклюзивными бутиками, художественными галереями, ресторанами, музеями, отелями, жилыми и коммерческими зданиями по проектам звезд архитектуры: Ренцо Пиано, Френка Гери, Жана Нувеля, Бернарда Чуми. Распознав в будущем променаде экономически выгодный для района проект, городские власти позволили переписать нормативные параметры застройки, непосредственно прилегающих к парку. Теперь девелоперы охотно приглашают нестандартно мыслящих архитекторов, способных предложить необычные формы, максимально заполняющие разрешенное для строительства пространство. В результате архитектура, окружающая High line поддерживает с парком диалог.
Сегодня парк High Line можно с уверенностью назвать примером «живой архитектуры». Некогда самый грязный промышленный район превратился в функциональное пространство, в котором нуждается любой мегаполис. Здесь, на высоте 9 м от земли, каждый может найти себе занятие по душе: кто-то использует бывшую железную дорогу в качестве идеальной беговой дорожки, кто-то отдыхает на лоне природы, а остальные наслаждаются видом обновленного Нью-Йорка.
В январе 2012 года авторитетный журнал Travel+Leisure включил парк The High Line в десятку самых популярных достопримечательностей мира. Всего три года понадобилось, чтобы парк, построенный на заброшенной железной дороге по инициативе двух людей, приобрел всемирную известность.