Проект создан на двух берегах реки Мансанарес, в столице Испании Мадриде. Сегодня в центре Мадрида расположен прекрасный парк, предлагающий гостям и жителям столицы место отдыха с различными спортивными и культурными площадками. Здесь проводятся экскурсии для туристов, а горожане отдыхают от насыщенной жизни в крупнейшем политическом и экономическом центре Европы.
Река Мансанарес с момента основания Мадрида в ІX веке играла важную роль в его жизни. Она была транспортной артерией и источником пропитания (тут были огороды, мельницы), её берега служили излюбленным место отдохновения жителей Мадрида и оттуда открывались лучшие виды на город.
Однако, во второй половине ХХ века Мадрид, как и многие другие крупные города мира, столкнулся с бурной автомобилизацией. Автомобиль боготворился и предполагалось, что это единственный перспективный вид транспорта. В Мадриде разворачивается активность по автомобилизации города. Ценность бульваров в понимании горожан пропадает, на их месте возводятся широкие магистрали, развивается система подземных и наземных автостоянок. В этот период в Мадриде и было построено кольцевое шоссе М-30. На западе Мадрида магистраль М-30 прошла как раз по берегу реки Мансанарес и река стала магистралью. По замыслу властей, многополосная автодорога должна была разгрузить центр города от автомобилей и улучшить транспортную ситуацию в столице Испании.
Ожидания не оправдались. Довольно быстро объем трафика, проходящего по шоссе, превысил пропускную способность, пробки стали здесь обычным явлением. Шоссе не только кардинально изменило пейзаж и речную экосистему, превратив реку в непреодолимый барьер из потока машин, но и вырезало её из жизни города, сделав речные берега малопривлекательными и практически недоступными.
В начале 2000-х годов власти Мадрида приняли решение о коренной реконструкции шоссе M-30. Проект реконструкции стал частью более грандиозной программы, охватывающей весь город и включающей перестройку дорожной сети, развитие общественного транспорта, расширение метрополитена и строительство легкорельсового транспорта, связывающего оторванные и часто бедные районы мадридских окраин с центром города. Реконструкция затрагивала и западный участок шоссе, проходящий по берегам реки Мансанарес. Был разработан план, предусматривающий перемещение шоссе на этом участке под землю, ревитализацию освобожденного пространства и прилегающих заброшенных территорий.
В 2003 году начались работы по строительству подземных автомобильных туннелей, призванных убрать трафик, проходящий по шоссе M-30, под землю.
К 2005 году, когда большая часть туннелей была построена, в администрации города все еще отсутствовало понимание того в каком направлении следует развивать освободившиеся территории. В поисках решения мэрия Мадрида объявила в 2005 году международный конкурс на разработку мастер-плана обширной зоны вдоль реки.
Участие в конкурсе приняли как испанские специалисты по развитию городской среды, так и команды, включавшие всемирно известных городских планировщиков, урбанистов и архитекторов. Победителем конкурса оказалась объединение трех местных архитектурных бюро (Burgos & Garrido; Porras & La Casta; Rubio & Álvarez Sala) под руководством Гинеса Гарридо, получившее название MRIO Arquitectos, выступавшее в партнерстве голландской компанией по городскому дизайну и ландшафту West8.
Предложенная ими концепция очень сильно отличалась от решений других участников конкурса, предусматривающих застройку значительной части территории. Она предполагала создание на всем протяжении набережной разнообразных зеленых пространств в сочетании с активной реновацией сети пешеходных маршрутов, реконструкцией исторических объектов, обновлением существующих и строительством новых мостов через реку. Предложенные парковые зоны, наполненные разнообразными детскими площадками, спортивными площадками, пешеходными и велосипедными дорожками, должны были носить неформальный и практичный характер. Концепция предполагала полное преобразование неприветливой территории в имеющий дружелюбный облик семейный публичный парк.
Строительство парка началось в 2006 году. По оценкам архитектурного бюро Burgos & Garrido строительство только самого парка обошлось в сумму 420 млн. евро и еще около 5 млрд евро на реконструкцию транспортной системы. Перестройка заняла огромную территорию, почти 650 гектаров в шести округах Мадрида. Помимо 50 га территории вдоль реки, освобожденных в результате реконструкции шоссе, работы затронули уже существующие парки, множество пустырей, восемь существующих мостов. Были реконструированы расположенные на этой территории старые бойни и фруктовый рынок, обновлены фасады жилых зданий. Весной 2011 года парк Madrid Rio стал полностью доступен для посетителей.
Ключевой идеей проекта стало создание зеленых зон, наполненных разнообразными объектами досуга. Будущий парк был территориально разделен на три ландшафтных блока, представлявшими отдельные, но взаимосвязанные друг с другом проекты: Salón de Pinos, Arganzuela и La Escena Monumental.
Salón de Pinos представляет собой узкий обсаженный деревьями променад, протянувшийся на 6 км в длину и объединяющий изолированные парковые зоны, расположенные у оснований исторических мостов, пересекающих Мансанарес на этом участке. На территории Salón de Pinos находятся площадки для детей, оздоровительные и физкультурные зоны, территории для отдыха и дорожки для пешеходов и велосипедистов.
Для Arganzuela доминирующим мотивом является вода. Парк расположен на левом берегу реки в южной части Madrid Rio. Ранее здесь уже находился парк, увеличенный в ходе реконструкции втрое. Это главная благоустроенная территория в парке Madrid Rio, предлагающая посетителям максимально широкий спектр досуговых зон. Парк покрывает сеть пешеходных и велосипедных дорог, здесь расположено 5 рекреационных зон для различных возрастов, а также городской пляж с тремя водными зонами.
Третий ландшафтный блок связывает парк с историческим ядром Мадрида, соединяя его с королевским дворцом, бывшими охотничьими угодьями королевской семьи и фруктовыми садами. Здесь расположены эспланада «Puente del Rey», отлично подходящая для организации разнообразных массовых общественных мероприятий и праздников.
На территории парка были построены:
Для легкого и комфортного доступа в парк всех групп населения были открыты новые линии общественного транспорта, сеть пешеходных и велосипедных дорог были связаны с основными городскими маршрутами, соединяя парк с окружающими районами города и другими зелеными зонами. Были построены дополнительные пешеходные мосты через реку, снизившие ее барьерную функцию. Получив хорошую проницаемость, парк стал важным элементом, объединяющим прилегающие к нему районы и связывающим в единое целое ранее разорванную городскую ткань.
Больше внимание было уделено экологии. Перемещение под землю автомагистрали позволило убрать источник постоянного загрязнения воздуха. Вместо шоссе в различных частях парка были высажены более 25000 новых деревьев. Парк Madrid Rio обеспечивает связь с другими зелеными пространствами в городе, такими как Casa de Campo и Linear Park of the Manzanares River. Благодаря проекту Madrid Rio развитие получили многие разрозненные ранее небольшие зеленые территории, включая сады Aniceto Marinas, парк Virgen del Puerto, сады у мостов Puente de Segovia и Puente de Toledo. Значительные усилия были затрачены на обводнение сильно мелеющей в жаркую часть года реки. Для наполнения реки чистой водой потребовалось строительство и восстановление нескольких дамб, а также создание 12 подземных водяных резервуаров, аккумулирующих дождевую воду сетью 13 километров труб. С помощью этих мероприятий удалось превратить русло с грязной смесью воды, травы и болот в чистую реку.
Каждодневные пробки, строительные работы под окнами, высокая стоимость проекта все это утомляло и раздражало жителей города и критиков проекта и проект в целом воспринимался скептически, особенно после кризиса 2008 года. Мэру города Альберто Руис-Галардону — который и был изначально главным идеологом проекта – пришлось выдержать шквал критики и недовольства в свой адрес.
Чтобы убедить общественность в актуальности проводимых работ, проект широко освещался на местном уровне среди жителей города. Среди плюсов, которые должен был принести проект жителям, отмечались улучшение качества жизни и повышение стоимости недвижимости. По мере продвижения проекта, когда новые рекреационные зоны смогли, наконец, принять посетителей, горожане постепенно изменили свое отношение, выражая благодарность за создание в городе новых зеленых пространств.
Madrid Rio стал одним из самых крупных градостроительных проектов в Европе за последние несколько лет и соответствует мировой тенденции по возвращению городам – зеленого облика. Проект в полной мере явился отражением новой тенденции, проявляющейся в крупных современных городах: стремясь улучшить качества жизни горожан, здесь начинают избавляться от крупных шоссе, проходящих через территории с плотной застройкой и рассекающие городские районы. Проект стал хорошим примером того, как должны действовать власти, ориентируясь на общественные интересы. Являясь некоммерческим проектом, Madrid Rio оказывает заметное влияние на повышение общественной и деловой активности и способствует всестороннему развитию города.