Нимейер родился 15 декабря 1907 года в Рио-де-Жанейро в обеспеченной семье. Его дед, имя которого носила улица, где прошло детство будущего архитектора, был судьёй Верховного суда Бразилии. Сам Оскар в юности не проявлял особого интереса к учебе, увлекаясь футболом, танцами и рисованием. Именно любовь к рисунку и художественным формам определила его профессиональный путь — по решению семьи он поступил в Национальную школу изящных искусств, ведущую архитектурную школу страны.
В годы учёбы Нимейер сблизился с молодым архитектором Лусио Костой — тогдашним директором школы, сторонником прогрессивных взглядов и учеником Ле Корбюзье. Коста пытался реформировать архитектурное образование, внедряя новые подходы и знакомя студентов с авангардными идеями. После увольнения из школы он основал собственное бюро и пригласил Нимейера работать с ним.
Их первая крупная совместная работа — здание Министерства здравоохранения в Рио. В проекте принимал участие и сам Ле Корбюзье, которого пригласили в качестве консультанта. Нимейер работал с ним бок о бок в течение двух лет и считал его своим главным наставником. После отъезда Корбюзье молодой архитектор переработал проект: добавил зелёную крышу, увеличил высоту колонн с 4 до 10 метров, а также изменил материалы, смело адаптировав европейскую модель под бразильский контекст. Коста был впечатлен свежими идеями Нимейера и поручил ему вести проект.
В 1947 Оскар Нимейер попал в команду архитекторов для проектирования штаб квартиры ООН в Нью-Йорке. Возглавил команду – Ле Корбюзье. Когда пришло время сдавать проект, оказалось, что Нимейер параллельно с основным проектом разработал свой план здания. И что самое удивительное, именно проект Оскара Нимейера в итоге и был реализован.
Решающим в карьере архитектора стал 1957 год. Президент Жуселину Кубичек поручил Оскару Нимейеру и Лусио Косте проектирование новой столицы страны — Бразилиа. Город должен был стать символом прогресса и модернизации. По замыслу Косты, план города напоминал схему самолета, в которой «кабина» отводилась под правительственные здания, «крылья» — под жилые районы, а «фюзеляж» — под общественные пространства и инфраструктуру.
Нимейер разработал ключевые здания: Дворец Альворада, Конгресс, Кафедральный собор и другие. Его подход сочетал геометрию конструктивизма с эмоциональной пластикой. Он работал преимущественно с бетоном, добиваясь от него почти скульптурной выразительности. Формы зданий в Бразилиа — будто вырастают из земли, перекликаясь с ритмами босановы и мягкостью ландшафта.
В 1964 году, после военного переворота в Бразилии, из-за своих коммунистических взглядов Нимейер оказался в эмиграции. Он обосновался во Франции, продолжая проектировать по всему миру: в Алжире, Ливане, Италии, Португалии и даже в Израиле, где разрабатывал кампус Хайфского университета. Несмотря на отъезд, строительство зданий в Бразилиа по его проектам продолжалось.
После падения диктатуры Нимейер вернулся в Бразилию и открыл собственную мастерскую. Примечательно, что он был в ней единственным архитектором: чертежи передавались в бюро его дочери, где велась техническая работа и подготовка к строительству. Это позволяло ему сосредоточиться исключительно на творчестве.
В 1988 году он получил Притцкеровскую премию — аналог Нобелевской в архитектуре. До последних дней своей жизни Нимейер не прекращал работать, создавая новые проекты и мебель, которая также вошла в коллекции бразильских музеев.
Архитектор умер 5 декабря 2012 года, не дожив всего десять дней до своего 105-летия. Оскар Нимейер всю жизнь посвятил работе. На его столе до сих пор остался лежать незавершённый проект здания ресторана, над которым Оскар трудился даже в последний день своей жизни.
Оскар Нимейер стал символом бразильской архитектуры, объединив рациональность модернизма с эмоциональной выразительностью. Он не просто проектировал здания — он формировал новые отношения между архитектурой и человеком.
В завершение обратим внимание еще на значимые архитектурные произведения Оскара Нимейера, которые не только прославили его имя на весь мир, но и оказали мощное влияние на развитие современной архитектуры. Эти проекты стали визуальным выражением его художественной философии и доказали, что здание может быть одновременно функциональным, скульптурным и поэтичным.
Перед вами — лишь небольшая часть из более чем 500 проектов, реализованных Оскаром Нимейером за долгую и плодотворную карьеру. Эти здания — вершины его творчества, отражающие разные периоды, идеи и эксперименты. Они демонстрируют, насколько разнообразным, масштабным может быть архитектурный язык одного человека, сумевшего изменить представление о форме, функции и красоте в градостроительстве.